За несколько последних лет выпуск нерудных материалов во многих регионах России вырос почти в половину. По прогнозам аналитиков, повышение объемов обусловлено динамичным спросом на щебень, песок, грунт, торф и прочую продукцию. Но количество компаний, предлагающих товар, растет намного быстрее, нежели находятся новые рынки спроса. Такая ситуация возникла из-за прихода новых игроков и иностранных инвесторов. Именно они готовы вкладывать деньги в проекты с довольно долгим сроком окупаемости.
При этом стоит учитывать и то, что многие строительные фирмы предпочитают арендовать участки, где ведутся разработки песка или щебня, приобретать лицензии на осуществление данного вида деятельности и самостоятельно заниматься добычей нужного количества продукции, нежели купить нерудные материалы у продавца. К таким компаниям относятся также предприятия, деятельность которых связана с дорожно-эксплуатационными работами. Фирмы используют нерудные материалы для производства асфальтобетона, ремонта и строительства дорог. Кроме того, во многих регионах отмечается несанкционированная добыча песка, а также продажа его конечному покупателю по предельно заниженным ценам.
Сезонный дефицит товара и высокие ценовые ставки: все это в прошлом
Ограниченность поставок песка, щебня, чернозема в период теплого времени года и серьезный рост цен – основная тенденция рынка нерудных материалов, которая повторялась из года в год, доставляя покупателям немало тревог. Например, рост цен складывался из нескольких факторов:
Но сегодня найдены новые пути, которые позволяют осуществлять продажу нерудных материалов практически круглый год, при этом оставляя ценовые границы в пределах разумной нормы.
Главная проблема – транспорт. Именно перевоз груза на большие расстояния заставляет компании поднимать стоимость продукции. Чернозем, песок, щебень, торф, грунт и прочие нерудные материалы требуют большого автопарка, который может предоставить не каждая компания. По мнению экспертов, для того, чтобы ситуация изменилась в корне, необходима единая программа, которая бы связала в одно целое развитие транспортной инфраструктуры, предназначенной именно для вывоза нерудных материалов и их транспортировки на дальние расстояния. Но для создания программы нужна четкая координация действий, как производителей нерудных материалов, транспортных компаний, так и конечных покупателей.