Щебень — универсальный строительный материал, который получил широкое распространение в сфере строительства. Его получают путем дробления более крупных кусков разных пород — гранита, известняка, мрамора и других. Поскольку щебнем называется много материалов с разными составами, о его применении есть много информации. Например, его используют в следующих сферах:
Сказать, какой щебень лучше — крупный или мелкий — можно только с учетом того, для чего он будет использоваться. Например, очень активно применяют этот материал в строительстве дорог. Об этом и расскажем более подробно.
По происхождению выделяют такие варианты щебня:
Но если мы говорим о том, как выбрать щебень для стройки дорожного полотна, нужно по отдельности разбираться в типах конструкций. У каждой есть свои особенности, технологические требования.
Возможно, вам также будет интересно: “Какой щебень используется для дренажа”
Это дороги с небольшим трафиком, поэтому они относятся к 4-5 категориям. Лучше всего для этих объектов подходит щебень с фракциями 20-70 и 20-80. Выбор материала зависит от того, какая нагрузка будет оказана на дорогу. Если она высокая, выбирают серпентинит, амфиболит, диорит, габбро, гранит. Для подъездов к частному дому, если по ним будут передвигаться только легковые автомобили, достаточно таких решений, как мрамор или известняк.
Многослойные конструкции тоже никак не обходятся без щебня. По технологии в данном случае допускается несколько разных пород, но на деле применяется в основном гранит. Габбро, амфиболит и серпентинит не уступают граниту по свойствам, но все же менее распространены из-за особенностей добычи, доставки и других моментов.
Щебень используют не только для строительства дороги, но и для производства самого асфальта. Для этих целей берут разные виды фракций — 5-10, 5-20, а также 20-40. Речь идет о граните или габбро (что реже).
К щебню, который используется для строительства железных дорог, предъявляются особо строгие требования. Он подвергается сильному воздействию вибрации, должен выдерживать перепады температуры и много других негативных факторов. Обычно для этих целей покупают гранит с фракцией 25-60 или амфиболит с фракцией 40-120. Второй материал лучше всего подходит для насыпей.
Из предыдущей информации уже ясно, что к обустройству дорожек, которые испытывают минимальные нагрузки, предъявляется не так много требований. В данном случае подходит не самый прочный щебень — например, известняковый.
Читайте подробнее на эту тему в нашей публикации: “Как выбрать щебень для дорожек на даче”
Есть много характеристик, которые нужно учесть. Нельзя просто сказать, какой щебень лучше для дороги — важно еще посмотреть все параметры материала. Из них наибольшее значение имеют следующие.
Для дорог с большой нагрузкой — обычно это путепроводы, мосты и автомагистрали — используют марки М1200-М1400. Они наиболее прочные и не дробятся даже при серьезном воздействии. В основе сырья обычно лежат гранит, амфиболит.
Для дорог со средним трафиком подходят марки М800-М1000, а для грунтовых (и обочин) выбирают более доступное решение — М600-М1000. В последнем случае ставка часто делается на мрамор, известняк, диорит. Эти варианты активно используются и для обустройства временных дорог при строительстве. Но если пути нужны для подъезда тяжелой техники, этого решения будет недостаточно.
Для этого показателя используют такие обозначения, как И1, И2, И3. Первый вариант подходит для дорог с активным трафиком, а второй и третий — для дорог с небольшим количеством машин.
Определять эту характеристику важнее всего для щебня, который используется при изготовлении асфальта. То есть она сильнее всего влияет на долговечность верхнего покрытия, которое непосредственно контактирует с техникой.
Если уровень морозостойкости материала не соответствует технологии, в зимнее время замерзающая вода будет разрушать структуру покрытия. Хорошие показатели устойчивости к морозам начинаются от марки F100. Но если позволяют средства, лучше ориентироваться на F300-400. Числа в данном случае обозначают, сколько циклов замораживания и размораживания материал выдержит без изменений. Чтобы применение щебня в строительстве дорожного полотна было максимально оправданным, выбирают наиболее качественный вариант из доступных. Если не экономить сначала, потом не придется тратить много денег на ремонт дороги и других объектов.
Форма щебня влияет на качество его уплотнения, количество промежутков между отдельными элементами. Когда материал прессуется максимально плотно, его долговечность и прочность становятся максимально высокими. По этой причине для дорог предпочтителен материал с кубовидными зернами, приблизительно одинакового размера. Допускается небольшое включение игловидных и плоских элементов. Чем их больше — тем выше лещадность щебня, что негативно сказывается на качестве дорожного полотна.
Щебень не всегда однороден. Нередко в материале попадаются включения менее качественных пород или просто слишком слабые камни. Наиболее строгие правила относительно таких включений наблюдаются при выборе материала для дорог с высоким трафиком. Их объем по правилам не составляет более пяти процентов. Если речь о грунтовых дорогах, показатель допустимо увеличивать, но в пределах разумного.
ГОСТ 8267-93 определяет, что содержание таких частиц не выше 1% (это касается магматических пород) и не выше 3% (для метаморфических, осадочных пород). Щебень с пылью хорошо подходит для подушки под дорожное полотно, но в остальных случаях лучше приобретать чистый материал. Если промывать его самостоятельно, это потребует серьезных вложений, что сведет на нет всю экономию.
Также советуем прочитать полезную статью: “Как рассчитать щебень на фундамент”
Выбирая щебень для бетона, изготовления асфальта, обустройства основания под дорожное полотно или других целей, смотрите не только на те характеристики, которыми описывается материал. К сожалению, в этой сфере не всегда указанные параметры определяют продукт на 100%. Не менее важной является репутация той компании, у которой покупается строительный материал. Хорошо, если поставщик занимается ограниченным количеством материалов, то есть он сконцентрирован на качестве конкретных товаров и не распыляется на внушительный каталог. Большим плюсом станут гибкие условия доставки, ведь на нее тоже тратится немало, если поставщик выбран неправильно.
Будьте внимательны с выбором — и тогда покупка щебня для строительства полностью оправдает себя качеством материала и его долговечностью.